4 мая в 17.00 в медиа-центре «Vыход» (пр. К. Маркса, 14) открывается выставка «Кетология» канадской художницы Наташи ван Неттен, майской гостьи Карельской арт-резиденции.
Наташа ван Неттен родилась в 1989 г. в Виктории (Канада). Ее дед эмигрировал в Канаду из России в молодом возрасте, имя художницы – напоминание об этом. Наташа с успехом окончила художественный колледж Ванкувера, выставлялась в США, Канаде, Чехии. В 2008–2010 гг. работала волонтером на большом корабле, совершавшем плавание по Средиземному и Черному морям. Этот опыт оказался определяющим для творчества художницы. Результатом художественного осмысления его стали две персональные выставки в 2015 и 2017 гг.
Выставка «Кетология», представляемая карельскому зрителю, – взгляд художника на научное исследование китовых, историческую и современную кетологию (науку о китах). Художественный язык автор использует как способ обработки данных и научной документации. Выставка включает: серию об ареале обитания китов в Арктике, псевдонаучные зарисовки китообразных по мотивам исторических анатомических иллюстраций, инсталляцию, состоящую из 76 изящных зарисовок косаток, инсталляцию из взаимосвязанных скетчей (набросков) с изображением косяков рыб и трехмерную инсталляцию из бумажных объектов, символизирующую популяцию синих китов в Южном полушарии.
Инсталляция Game Over / «Игра окончена» представляет 76 зарисовок каждой (!) из 76 косаток, обитающих у южных берегов Британской Колумбии. Каждый рисунок является уникальным, тонким, несовершенным – как изображенные живые существа. Работа не завершена: количество изображений меняется в зависимости от количества косаток в популяции.
Серия Typhlosis/«Слепота» вдохновлена историческими анатомическими рисунками китов. До изобретения подводной камеры люди действительно не знали, как выглядят настоящие живые киты. Первые исторические изображения китов учеными-натуралистами кажутся странными, сочетающими факты и домыслы, представляющими нечто среднее между реальным существом и монстром. Воспроизводя средневековый опыт рисования (когда художник сам не видел предмет изображения, а только слышал рассказы-описания), Наташа ван Неттен очерчивала внешний контур каждого кита с завязанными глазами, а затем, открыв глаза, добавляла штрихи, завершающие рисунок.
Инсталляция Pod/«Стадо» состоит из 3500 черных треугольников, символизирующих предполагаемую популяцию синих китов в Южном полушарии. Это общее число представлено как совокупность отдельных существ, а не как абстрактный символ. Инсталляция подвешивается таким образом, что киты-треугольники «плавают» в пространстве, как в воде. Зрителю, огибающему «стадо», кажется, что оно движется, изменяется. Крупнейшее существо в мире – синий кит – представлен как объект размером с небольшой камешек.
О выставке «Кетология», а также о других своих проектах, в том числе и о «карельском», над которым она будет работать в арт-резиденции, Наташа ван Неттен расскажет на традиционной встрече, которая состоится 17 мая в 18.00 в медиа-центре «Vыход». В Ночь музеев 19 мая канадская художница приглашает на авторские экскурсии по выставке «Кетология».
Организаторы выставки: Информационный туристский центр Карелии, Карельская арт-резиденция при поддержке Министерства культуры Карелии, Управления по туризму Карелии.
Телефон: (814 2) 76 14 41, e-mail: exit@museums.karelia.ru , http://vk.com/komart_club , https://vk.com/natashavannetten_ptz