Заводчане. Вперёд и с песней

Заводчане. Вперёд и с песней
Фото: rk.karelia.ru
Хормейстер Ирина Белковская пришла в Дом культуры ОТЗ, когда о его творческих коллективах знали уже далеко за пределами Республики. Самодеятельность тогда расцветала буквально в каждом цеху. Как рабочие делали первые шаги в искусство и почему юный педагог готов был пожертвовать каракулевой шубой ради хора, расскажем в проекте «Заводчане».

Ирина Белковская. Фото: личный архив

Еще в начале 50-х на месте будущего здания по адресу улица Гоголя,1 были огороды, но уже в 51-м копать стало нельзя. В этом месте суждено было появиться новой градостроительной доминанте — Дому культуры Онежского тракторного завода. Он станет одним из примеров неоклассической советской архитектуры послевоенного периода, войдя в один ряд со зданиями Музыкального театра и Национальной библиотеки Карелии.

Возводили ДК методом народной стройки, то есть в свободное от работы время, поэтому процесс шел не так быстро, как хотелось. За это немало достанется директору завода Ивану Грачеву, которого, к слову, на стройплощадке нередко встречали даже в пять утра.

Здание сдадут в 1958 году. Киножурнал “Советская Карелия”, конечно, не обойдет стороной такое событие и устроит для зрителей экскурсию по пока еще пустым залам.

Ирина в стройке участие не принимала — она ровесница ДК и пришла в него только в 1980-м. Если бы она могла, то, конечно, была бы в первых рядах. В то время, вспоминает Ирина, все было направлено на созидание, а любые субботники и воскресники превращались в праздник.

ДК ОТЗ для девушки стал настоящим подарком судьбы: еще недавно она окончила музучилище и едва получила первый опыт работы, а тут художественная самодеятельность уже была на таком уровне, что позавидовать могли даже профессионалы.

Хождение в народ

Что важнее всего для музыканта? Вероятно, найти своего слушателя. Выступлений в ДК в то время и так хватало, поэтому творческие коллективы шли в цеха. Рабочие любили гостей. Они слушали хористов так чутко, как никто другой. К тому же выступать перед сварщиками и технологами было сродни подарку: весь хор между станков не поставишь, выбирали лучших из лучших.

В основном хор пел под фортепиано. Поскольку мало какой цех мог похвастаться наличием такого хрупкого и капризного инструмента, программы готовили под баян. Вряд ли слушатели, как и выступающие придавали этому значение. В заводских интерьерах музыка вообще звучала по-особенному. Да и все же, сколько бы не старались артисты, главным для трудящихся было внимание. «Это были люди, которые тебя слышали», — вспоминает те выступления Ирина.

Музыка на производстве бывает и в наши дни. В 2022 году в цеху Онежского судостроительно-судоремонтного завода подводили итоги общественного форума “Вперед, Карелия”. После выступлений политиков федерального и регионального уровня прошел митинг-концерт, где под аккомпанемент презентовали новую песню о Карелии.

Однажды под новый год с Ириной произошел один казус. Нужно было поздравить рабочих, а большую часть творческого цеха внезапно скосила эпидемия. Пришлось выручать всю самодеятельность ДК. Тем не менее, то выступление ей запомнилось на всю жизнь и, по ее словам, ради таких мгновений, эмоций и аплодисментов стоит жить любому музыканту.

В цехах, к слову, работали люди разносторонние. По воспоминаниям Ирины, практически в каждом была своя художественная самодеятельность. Да и в заводской ДК мог прийти любой желающий, чтобы научиться петь, танцевать и даже играть на трубе с нуля. Вот и сама Ирина одно время играла в оркестре на клавишных гуслях.

«Завод умел ценить людей, которые дарили свое творчество, тратили свой досуг, время свое уделяли, занимались любым народным искусством», — делится она.

Бартер

Ирина вышла из Дома культуры ОТЗ в подавленом состоянии. В юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне хору «Дружба» предстояло выступить в Минске. На мероприятие такого уровня нужны были и соответствующие костюмы, только денег на них у завода не было.

На дворе 31 декабря, к концу подходит последний рабочий день. Ирина направляется в обком профсоюзов. В приемной пусто, она беспрепятственно заходит к председателю по фамилии Морозов и даже не снимает новую каракулевую шубу.

— Здравствуйте, — сказала Ирина.
— Девушка, а вы кто? — спросил Морозов.
— Вы знаете, я из Дома культуры.
— И что?
— Я с детьми работаю…
— Что вы хотели?
— Мы так хотим новые костюмы… Едем в Минск по приглашению Минского тракторного завода…
— Так что от меня нужно?
— Денег, — коротко ответила она.
— И много вам надо?
— На сто костюмов, — после этих слов в кабинете на время повисла пауза. Председатель смотрел на гостью косым взглядом.
— У меня шуба новая. Хотите, я вам в залог ее оставлю?


Деньги дали. Шубу председатель все же забирать не стал. Новые костюмы тогда заказали у частной мастерской в Ленинграде. Они дожили до наших дней и на полках до сих пор не пылятся.

В светлое будущее

«Я вообще вне политики. Моя политика — музыка, я этим занимаюсь всю жизнь», — отвечает Ирина на вопрос об использовании коллектива ДК в идеологической пропаганде. Она ходила на демонстрации с плакатами и транспарантами, но в первую очередь видела в этом повод порадоваться и встретиться с коллективом.

Ирина вспоминает, что после таких акций она любила приходить в ДК и мыть окна в кабинете, где пел хор. Это традиция, которую она сохранила и спустя много лет. “Приходя на работу каждое воскресенье я открываю окно, начинаю убирать и поливать цветы, чтобы у нас в такое заснеженное время была какая-то жизнь, зелень. Чтобы что-то радовало”, — говорит она.

ДК покидала со слезами на глазах, вспоминает педагог. В июне 1993 года она перешла на работу в Дворец творчества детей и юношества, который сейчас принято называть Петровским дворцом. Ей достался хор Tellervo, с которым Ирина работает до сих пор.

“Все произошло в одну секунду, очень неожиданно. Был создан бизнес центр и дом культуры перестал существовать”, — вспоминает педагог. Она говорит, что вряд ли кто-то из ее коллег ушел бы из Дома культуры по собственной воле. “Мне сказали: пока не поздно, если есть работа — иди и соглашайся, потому что ничего хорошего не будет”, — сказала она.

Спустя много лет Ирина считает, что главное — это подавать хороший личный пример. На заводе все были разносторонними и воспитанными, потому что учились у старших. Свой обычай с мытьем окон она пыталась привить новым и более молодым коллегам, но не всем он пришелся по душе.

Несмотря на то, что здания бывшего ОТЗ постепенно исчезают с городского ландшафта, у ДК другая судьба. Его реанимируют. В здание из Карельской филармонии переедет театр драмы «Творческая мастерская». Кроме того, часть площадей передадут под коворкинги для молодежи. На разработку проектной документации выделили более 60 млн. руб. Завершить ремонт планируют в 2025 году.

 
По теме
С 22 по 23 марта на базе Ресурсного центра добровольчества пройдет семинар для специалистов учреждений культуры и некоммерческих организаций, которые заинтересованы в развитии волонтерских программ и привлечении помощников.
Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться. С 22 по 23 марта на базе Ресурсного центра добровольчества пройдет семинар для сотрудников учреждений культуры и некоммерческих организаций.
21 февраля на базе ГБУЗ «Республиканская больница им.В.А.Баранова» (г.Петрозаводск, ул.Пирогова Д.3, конференц-зал) состоится Республиканская школа по пульмонологии «Прогрессирующие фиброзирующие заболевания легких».
Республиканская больница им. В.А. Баранова
Отвага. Благородство. Честь - ПетрГу В научной библиотеке Петрозаводского государственного университета открылась книжная выставка, посвященная Дню защитника Отечества.
ПетрГу
В карельском поселке подведены итоги песенного конкурса - Петрозаводск говорит В Эссойле идет подготовка к грандиозному концерту, посвященному Дню защитника Отечества Стали известны имена победителей первого этапа отборочного тура Республиканского конкурса исполнителей патриотической песни «Февр
Петрозаводск говорит